Организация развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ № 22

Организация развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ № 22
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства дошкольного учреждения.
Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий,
необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени,
насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную
познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные
способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику
испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – дошкольника и становится основой для его
самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая
деятельность. Игры готовят детей к школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку.
Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла;
формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей
(в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
-Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет
возрастных особенностей детей.
-Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими),
соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в
соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке)
должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными
детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для
движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости
от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов,
мягких модулей, ширм и т.д.;
Наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления)
предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в
качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных
материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех
помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению
надежности и безопасности их использования.

Концептуальные основы построения предметно – развивающей среды в детском саду
Дошкольное образование – первое звено в системе непрерывного образования дошкольника. Качество дошкольного образования
и образовательных услуг обеспечивается многими условиями, в том числе и рациональным, соответствующим возрасту
дошкольников наполнением предметно – развивающей среды детского сада.
Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на ребенка. Для этого необходимо создать
определенные условия. Предметно – развивающая среда в детском саду должна:
Иметь привлекательный вид;
Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
Снимать утомляемость;
Положительно влиять на эмоциональное состояние;
Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
В соответствиями с требованиями ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде необходимо учитывать следующее:
1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. доступность среды, что предполагает:
2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды
деятельности.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее
эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо
обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым
делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим
интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры,
технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла,
пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления
коллекций.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты
для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются
предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы,
предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые
творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же
различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным
шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими
школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или
сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных
интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и
растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной,
содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным
средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и
закаливанию организма каждого их них.
В последнее время используется образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды групп и детского сада в
целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.

Реализация принципа интеграции при создании предметно – развивающей среды по образовательным направлениям
развития детей:
Образовательное направление развития

Оснащение

Социально-коммуникативное

Уголок для ролевых игр
Уголки ручного труда
Уголки природы
Уголки безопасности
Уголки мальчиков и девочек
Уголок Айболита

Познавательное

Уголки экспериментирования
Зоны конструирования
Уголки природы
Мини – музеи

Речевое

Уголки книги
Зона настольно –печатных игр
Уголок для ролевых игр

Художественно-эстетическое

Уголки ИЗО
Музыкальные уголки

Физическое развитие

Спортивный уголок

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого,
математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или
несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и
действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со
взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно
сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.) Как принято в практике
отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды,
которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
- показ предмета и его называние;
- показ действий с предметами и их называние;
-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную,
коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности
ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и
интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития,
показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также
показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой
деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения,
образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе
говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка,
необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо
учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного
процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности
возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой
среды детского сада.
Концептуальная модель предметно – развивающей среды.
Модель предметно – развивающей среды отражает структуру и содержание в процессе образовательной деятельности,
в которой происходит развитие ребенка.
Предметно – развивающая среда
Предметное содержание для
самостоятельной или совместной со
взрослыми и сверстниками деятельности

Временные изменения предметного
содержания

Игры, предметы и игровые материалы для
Для стимулирования детской активности, учета
осуществления
самостоятельной
или происходящих изменений, связанных с ростом и
совместной со взрослыми и сверстниками,
развитием ребенка
Учебно – методические пособия, используемые
воспитателями в процессе обучения,
Оборудование для осуществления детьми
разнообразных типов деятельности

Организация пространства

Обеспечение и активное использование его
детьми (разделение на зоны – игровая,
спортивная,
экспериментальная,
внешнее
оформление интерьера)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».