Учебный план на 2023-2024 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 22 г. Азова

ПРИНЯТО
решением педагогического совета
Протокол № 1
от 30 августа 2023 года

" УТВЕРЖДАЮ"
Заведующий МБДОУ № 22 г. Азова

______________________________
Е.В.Маценко
Приказ № 17 от 31.08. 2023 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на
2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
к учебному плану
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 22 г. Азова на 2023-2024 учебный год.
1.Нормативное обеспечение учебного плана.
Учебный план МБДОУ № 22 г. Азова является нормативным документом, который
регламентирует организацию образовательного процесса в учреждении и составлен в
соответствии:
1. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»
2. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20).
3. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (далее – ФГОС ДО);
4. приказом Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. №31 «О внесении
изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155»;
5. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028
«Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
6. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
7. приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. №373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования»;
II. Основные задачи
Основными задачами учебного плана являются:
1. Регулирование объема образовательной нагрузки при реализации ФОП ДО
2. Обеспечение единства всех компонентов (федерального, регионального и
муниципального)
III. Структура учебного плана
Структура учебного плана состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и
необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей
во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
 социально-коммуникативное развитие,
 познавательное развитие,
 речевое развитие,

 художественно-эстетическое развитие
 физическое развитие
Обязательная часть реализуется через непосредственно образовательную деятельность.
Вариативная часть, которую формируют участники образовательного процесса.
В ней предусмотрены дополнительные совместные мероприятия педагогов с детьми,
направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях,
позволяющие более полно реализовать вариативное обучение. Образовательная и
воспитательная деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, в совместной и
самостоятельной игровой деятельности или через занятия по выбору.
В учебном плане установлено соотношение между инвариантной (обязательной) частью
и вариативной частью, формируемой образовательным учреждением. Объем обязательной
части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой
участниками образовательных отношений, не более 40%.
IV. Особенности реализации учебного плана.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению
Образовательной программы осуществляется в двух основных моделях организации
образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и
самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности
взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной
деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций
по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности,
осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач
сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми –
утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию
различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательноисследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально- художественной,
трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с
использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется
педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения
Программы и решения конкретных образовательных задач.
Формы организации непосредственно-образовательной деятельности:
 для детей с 1,5 до 3 лет – подгрупповая, индивидуальная;
 для детей с 3 до 7 лет - подгрупповая, фронтальная, индивидуальная.
V. Объем образовательной нагрузки.
Максимально
допустимый
объем
образовательной
нагрузки
соответствует
Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и организации
воспитательно-образовательного процесса:
 Для детей раннего возраста от 1.5 до 3 лет длительность непосредственно
образовательной деятельности не должна превышать 10 минут. Допускается
осуществлять образовательную деятельность в первую и вторую половину дня по 8
-10 минут. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой
площадке во время прогулки.
 Продолжительность непосредственно образовательной деятельности:

Возрастная группа
Ранний возраст (от 1.5 до 3 лет)
Младший возраст (от 3 до 4 лет)
Средний возраст (от 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст (от 6 до 7 лет)


Длительность
не более 10 минут
не более 15 минут
не более 20 минут
не более 25 минут
не более 30 минут

Максимально допустимая дневная суммарная образовательная нагрузка:
Возрастная группа
Ранний возраст (от 1.5 до 3 лет)
Младший возраст (от 3 до 4 лет)
Средний возраст (от 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст
(от 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст
(от 6 до 7 лет)

Количество
занятий
2
2
2
3

3

Максимальный объем
20 минут
30 минут
40 минут
50 мин или 75 мин при
организации 1 занятия
после дневного сна
1 час 30 минут

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность,
проводят физкультурные минутки.
Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее
10 минут.
 Образовательная деятельность с детьми может осуществляться во второй
половине дня после дневного сна.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки во второй половине
дня:
Возрастная группа
Количество
Максимальный объем
занятий
Ранний возраст (от 1.5 до 3 лет)
1
10 минут
Младший возраст (от 3 до 4 лет)
1
15 минут
Средний возраст (от 4 до 5 лет)
1
20 минут
Старший дошкольный возраст
1
25 минут
(от 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст
1
30 минут
(от 6 до 7 лет)
 Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной
активности и умственного напряжения детей, следует проводить в 1 половину дня.
Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные и
музыкальные занятия, ритмику и т.п.
Требования к организации физического воспитания:
 С детьми третьего года жизни занятия по физическому развитию осуществляются
подгруппами 2-3 раза в неделю, в групповом помещении или физкультурном зале.
Возраст детей
Число детей
Длительность занятия

От 1.5 до 3-х лет
8-12 человек
10 – 15 минут

 Занятия по физическому развитию основной
образовательной программы для
детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3-х раз в неделю.
 Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и
составляет:
Возрастная группа
Младший возраст (от 3 до 4 лет)
Средний возраст (от 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст (от 6 до 7 лет)

Длительность занятия
15 минут
20 минут
25 минут
30 минут

1 раз в неделю для детей 3-7 лет следует круглогодично организовывать занятия по
физическому развитию детей на открытом воздухе.
VI. Особенности реализации учебного плана в группах компенсирующей
направленности.
В группах компенсирующей направленности для детей, имеющих ООП, коррекционная
работа реализуется учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом
через организацию непосредственно образовательной деятельности со всеми детьми
группы одновременно, индивидуально и по подгруппам.
Образовательный процесс в группах компенсирующей направленности строится в
соответствии с АОП МБДОУ № 22 г. Азова, в которой отражена специфика
коррекционно-воспитательного процесса, преемственность в работе специалистов и
воспитателя.
В свободное от непосредственно образовательной деятельности время учитель-логопед,
педагог-психолог, учитель-дефектолог и воспитатели занимаются с детьми
индивидуальной коррекционно – развивающей деятельностью.
В группах компенсирующей направленности (ТНР) занятия по физическому развитию
проводятся 2 раза в неделю. Сокращение часов НОД по физической культуре происходит
за счет введения в учебный план занятия логоритмикой, во время которой дети в
достаточной мере получают двигательную нагрузку в сочетании с речевыми
упражнениями.
Логоритмическое занятие проводит музыкальный руководитель совместно с учителемлогопедом.
VI. Вариативная часть предусматривает дополнительные совместные мероприятия
педагога с детьми, позволяющие более полно реализовать вариативное обучение.
Образовательная и воспитательная деятельность осуществляется в ходе режимных
моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности или через занятия по
выбору.
Дополнительное образование реализуется через совместную деятельность детей и
взрослых по следующим направлениям:
 Физкультурно – оздоровительное направление
 Познавательное направление
 Речевое направление
 Социально-коммуникативное направление
 Художественно – эстетическое направление
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки по
реализации дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного
возраста составляет:

 в группах раннего возраста (1,5 лет до 3 лет) и в младшей группе (дети четвертого
года жизни) - не предусмотрено
 в средней группе (дети пятого года жизни) – не более 1 раза в неделю
 в старшей группе (дети шестого года жизни) - не более 2 раз в неделю
 в подготовительной группе (дети седьмого года жизни) – не более 3 раз в неделю
 в группах компенсирующей направленности - не более 1 раза в неделю (из-за
увеличения образовательной нагрузки за счет проведения коррекционной работы)
Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников, в
условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по
каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной
деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН и составляет 34 часа в день для всех возрастных групп.
На основе учебного плана составлена
образовательной деятельности

система (расписание) непосредственно

Объем недельной образовательной нагрузки (организованная образовательная деятельность)
в группах общеразвивающей направленности на 2023-2024 учебный год
Образовательные
области

Базовый вид деятельности

Группа раннего
возраста

Группы общеразвивающей направленности
Младшая
Средняя
Старшая
группа
группа
группа

Подготовительная
группа

Количество периодов организованной образовательной деятельности
«Физическое
развитие»
«Познавательное
развитие»

«Речевое развитие»
«Художественноэстетическое
развитие»

Социальнокоммуникативное
развитие

Физическая культура в помещении
Физическая культура на прогулке
Формирование элементарных математических
представлений
Развитие познавательно-исследовательской
деятельности
Приобщение к социокультурным ценностям
Ознакомление с миром природы
Развитие речи
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирование
Музыка
Социализация, развитие общения, нравственное
воспитание
Ребенок в семье и обществе, патриотическое
воспитание
Самообслуживание, самостоятельность,
трудовое воспитание
Формирование основ безопасности
Итого:

Вариативная часть (формируемая участниками образовательного процесса)

Художественно-эстетическое развитие
Познавательное развитие, «Физическое развитие»
Итого:
Продолжительность 1 периода организованной образовательной
деятельности
Продолжительность учебной нагрузки в неделю

неделя

год

неделя

год

неделя

год

неделя

год

неделя

год

2
-

74
-

2
1

74
37

2
1

74
37

2
1

74
37

2
1

74
37

1

37

1

37

1

37

1

37

2

74

1

37

1

37

1

37

1

37

1

37

2
1
1
2

74
37
37
74

1
1
05
05
1
2

37
37
18
19
37
74

1
1
05
05
1
2

37
37
18
19
37
74

2
2
05
05
1
2

74
74
18
19
37
74

2
1
05
05
1
2

74
37
18
19
37
74

Интеграция с другими образовательными областями +
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов,
в совместной и самостоятельной игровой деятельности

10
-

370
-

11
-

407
-

11
-

407

13
2

481

13
2

481

10

370

11

407

11

444

15

555

15

555

10 мин.

15 мин.

20 мин.

25 мин.

30 мин.

1 час 40 мин.

2 часа 45 мин.

3 часа 40 мин.

6 часов 15 мин.

7 часов 30 мин.

(продолжение таблицы)

Объем недельной образовательной нагрузки (организованная образовательная деятельность)
в группах компенсирующей направленности (ТНР) на 2023-2024 учебный год
Образовательные области
Базовый вид деятельности

Кто
проводит

Группы компенсирующей направленности
Старшая
Подготовительная группа
группа
Количество периодов организованной образовательной
деятельности
неделя
год
неделя
год

«Физическое развитие»

«Познавательное
развитие»
«Речевое развитие»
«Художественноэстетическое развитие»

Социальнокоммуникативное
развитие
Коррекционная работа

Физическая культура в помещении

Инструктор по ФК

Физическая культура на прогулке

Воспитатель

Формирование элементарных математических представлений
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Приобщение к социокультурным ценностям
Ознакомление с миром природы
Развитие речи
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирование
Музыка
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Формирование основ безопасности
Фронтальное занятие
Логоритмика (вместо 1 занятия по ФК)

Развитие познавательных способностей, эмоционально-волевой сферы
Итого:
Вариативная часть (формируемая участниками образовательного процесса)

1

37

1

37

Воспитатель

1
1

37
37

1
1

37
37

Воспитатель

1

37

1

37

Воспитатель
Воспитатель

1
1
05
05
1

37
37
18
19
37

1
1
05
05
1

37
37
18
19
37

2

74

2

74

Музыкальный
руководитель
Воспитатель
Учитель-логопед
Музыкальный
руководитель
Инструктор по ФК
Педагог-психолог

Интеграция с другими образовательными областями +
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе
режимных моментов,
в совместной и самостоятельной игровой деятельности
2
74
2
74
1

37

1

37

1
14
1

37
518
37

1
14
1

37
518
37

Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, «Физическое развитие»
Продолжительность 1 периода организованной образовательной деятельности

25

30

6 часов 15 мин.

7 часов 30 мин.

Учитель-логопед

3 раза в неделю

3 раза в неделю

Воспитатель

3 раза в неделю

3 раза в неделю

Продолжительность учебной нагрузки в неделю
Индивидуальные занятия (в сетку занятий не входят)

Объем недельной образовательной нагрузки (организованная образовательная деятельность)
в группах компенсирующей направленности (ЗПР, РАС) на 2023-2024 учебный год
Образовательные области
Базовый вид деятельности

Младший
возраст

Кто
проводит

неделя
«Физическое развитие»

«Познавательное
развитие»

«Речевое развитие»
«Художественноэстетическое развитие»

Социальнокоммуникативное
развитие

Коррекционная работа

Физическая культура в
помещении
Физическая культура на
прогулке
Формирование элементарных
математических представлений
Развитие познавательноисследовательской деятельности
Приобщение к социокультурным
ценностям
Ознакомление с миром природы
Развитие речи
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирование
Музыка
Социализация, развитие
общения, нравственное
воспитание
Ребенок в семье и обществе,
патриотическое воспитание
Самообслуживание,
самостоятельность, трудовое
воспитание
Формирование основ
безопасности
Фронтальное занятие
(подгруповое)
Фронтальное занятие
(подгруповое)
Итого:

Группа компенсирующей направленности
Старший
Средний
возраст
возраст

Подготовительный к
школе

Количество периодов организованной образовательной деятельности
год
неделя
год
неделя
год
неделя

год

Инструктор по
ФК
Воспитатель

2

74

2

74

2

74

2

74

1

37

1

37

1

37

1

37

Воспитатель
Учительдефектолог

1

37

1

37

1

37

1

37

1

37

1

37

1

37

1

37

1

37

1
1

37
37

1
1
05
05
1

37
37
18
19
37

1
1
05
05
1

37
37
18
19
37

2

74

2

74

2

74

2

74

Воспитатель

Воспитатель
Воспитатель

Музыкальный
руководитель
Воспитатель

Интеграция с другими образовательными областями +
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов,
в совместной и самостоятельной игровой деятельности

Учительлогопед
Учительдефектолог

1

37

1

37

1

37

1

37

1

37

1

37

1

37

1

37

10

370

11

444

15

518

15

518

Вариативная часть
(формируемая участниками образовательного процесса)
Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие,
«Физическое развитие»
Продолжительность 1 периода организованной
образовательной деятельности
Продолжительность учебной нагрузки в неделю
Индивидуальные занятия (в сетку занятий не входят)

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов,
в совместной и самостоятельной игровой деятельности

15

20

25

30

2 часа 30 мин

3 часов 40 мин

6 часов 15 мин.

7 часов 30 мин.

Учительлогопед
Воспитатель

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

3 раза в неделю

3 раза в неделю

3 раза в неделю

3 раза в неделю

Педагогпсихолог
Учительдефектолог

1 раза в неделю

1 раза в неделю

1 раза в неделю

1 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».